АНТРОПОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ

АНТРОПОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ - Согласно Библии человек представляет собой личностное единство духа, души и тела. Согласно представлениям, отраженным в древнейших отделах Библии, вне тела душа не существует, потому что «душа всякого тела есть кровь его» (Лев 17,14). Выражения «моя душа» и «я» тождественны. Дух (евр. руах) и дыхание (евр. нешима) понимаются как движущая сила. Такой взгляд на человека, когда он представляет собой нераздельное единство, можно назвать атомизмом. Первоначально евреи не имели представлений о загробной жизни человеческой души. Бог предохранил их от этого верования, чтобы они, подобно другим народам древности, не увлеклись заупокойным культом. Евреи полагали, что человек, умерев, находится только в памяти Бога, и Он способен восстановить (воскресить) его. После вторжения евреев в Палестину, у них постепенно начинает складываться правильное представление о бессмертности и неуничтожимости личности (души). Во II в. до Р. Х. вера в бессмертие души становится господствующим мнением среди евреев (2 Макк 12,43-45), хотя саддукеи отрицают это верование, а также и веру в воскресение. Так сложился антропологический диатомизм, т. е. представление о двусоставности человека. Евангельское учение о спасении души только, а не тела, опирается на эти представления (Мф 10,28). Апостол Павел вводит понятие о духе, как о третьей составляющей человека (триатомизм). Большинство восточных Отцов Церкви придерживается триатомизма, а большинство западных - диатомизма. Личность человека восточные Отцы называют ипостасью, а апостол Павел атомом (греч. * - неделимый, cpавни лат. индивидуум). См. греч. текст 1 Кор 15,52 «**», в русском переводе «вдруг».Библейская антропология утверждает, что человек создан по образу Божию, носителями которого являются два пола человеческого рода - мужчина и женщина (Быт 1,27). Образ Божий заключается в духовных свойствах человека, т. к. Бог есть Дух, то есть в разуме, сознании, способности любить и верить. Следовательно, в неверующих помрачен образ Божий (Еф 4,17-24). Образ Божий отражает также и человеческое тело, потому что наши тела храм Духа (1 Кор 6,19). Библейская антропология полагает голову органом восприятия: глаза воспринимают свет, уши - звук, язык - вкус, мозг - мысли. «Что глаз в теле, то ум в душе» (Иоанн Дамаскин, «Точное изложение Православной веры»). Поэтический язык Библии, опираясь на анатомические представления своего времени, связывает мыслительную способность человека с его сердцем, а чувственность - с почками (евр. килья в русском переводе в указанном смысле переведено как «внутренности») и некоторыми другими внутренними органами. Человек становится человеком в результате слияния женской яйцеклетки с мужским сперматозоидом. Синаксарь Субботы мясопустной Триоди постной так описывает образование человеческого тела: «В третий бо день живописуется сердце, в девятый же составляется плоть: в четыредесятый же в совершенный вид воображатеся». Телесная смерть есть разлучение души с телом, духовная - осуждение души Богом.


Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1504

  • Посетители