АРХИТЕКТУРА ЦЕРКОВНАЯ

АРХИТЕКТУРА ЦЕРКОВНАЯ - Первоначально христианским храмом было любое подготовленное для собрания помещение (Мк 14,15; Лк 22,12). Позднее христиане использовали для собраний катакомбы - обширные подземелья Рима и других городов империи, а также виллы - жилища зажиточных христиан. Помещения в катакомбах делились на три основные категории: кубикулы - небольшие помещения с захоронениями в стенах и полу, часовня; крипта - храм средней величины; капелла - довольно просторный храм с алтарной частью, в центре полукружия которого помещалась гробница мученика, служившая престолом. В настоящее время капелла (итал. capella - часовня) - небольшое культовое сооружение для частных богослужений, молитв и хранения религиозных реликвий в католических и англиканских церквах. Наземные христианские храмы, появившиеся в III в., а особенно распространившиеся с IV в., бывают 2-х типов: базиличного и купольного. Базиличный храм, распространенный преимущественно на Западе, - это приспособление римского общественного здания, базилики (греч. * - царский дом) к богослужению. Тип храма сложился к IV в. К основному прямоугольному объему примыкает полукруглая алтарная часть - абсида (апсида). Ориентация на восток, достаточно строго соблюдаемая на Востоке, на Западе выдерживается не всегда. Интерьер делится на 3-5 нефов колоннадами. Центральный неф выше остальных. С середины IV в. на Западе стали строить поперечные нефы - трансепты, что придало храму форму креста. Романский (от лат. romanus - римский) архитектурный стиль XI-XII вв. основан на типе базилики в форме креста, характеризуется более толстыми стенами, сводчатым, а не плоским потолком, под храмом подземная часть - крипта. По углам - 4 башни. Готический (от названия германского племени готов) стиль XIII-XV вв. характеризуется большими размерами, каркасной конструкцией, в основе которой лежит стрельчатая (готическая) арка. На главном фасаде - 2 башни. Стиль XVI-XVIII вв. барокко (итал. barocco - странный, причудливый) - богато украшенная базилика с укороченным и расширенным главным нефом или круглая в плане Церковь. В XVIII в. стиль барокко сменяет классицизм (от лат. classicus - образцовый), который подражает античным архитектурным формам. В XIX в. появляется стиль ампир (от франц. empire - имперский), преодолевающий сухость классицизма. В конце XIX в. ампир сменяется модерном (от франц. moderne - новейший). На Востоке в Византии в V в. складывается тип купольного храма. Восточный храм может иметь в плане крест, прямоугольник (корабль), круг, восьмиконечную звезду. На своды опирается цилиндрическая или многогранная верхняя часть (обычно с окнами) - барабан, служащая основанием купола. Под куполом - паруса (пандативы) в форме сферического треугольника, обеспечивающие переход от квадратного пространства к окружности купола. Русская церковная архитектура восприняла из Византии крестовокупольный тип храма, позднее подверглась западному влиянию, но неизменно сохраняла свою самобытность. Особенно оригинальны шатровые храмы (некоторый аналог готического стиля). Купол русского храма отличается своеобразной формой - маковкой. Аналог западного стиля барокко - нарышкинское барокко. Русская церковная архитектура эпохи классицизма широко использовала тип равноконечного (греческого) креста, увенчанного куполом, а также тип античного храма. Позднейшие западные архитектурные стили также воспринимаются в России. В начале ХХ в. Россия перживает расцвет архитектуры вообще и церковной архитектуры в частности. В этот период широко распространяются подражания древним образцам, созданные, однако с использованием новейших технических достижений. Это так называемый псевдовизантийский, псевдорусский стиль и эклектика. В ХХ в. в церковной архитектуре наблюдается использование конструктивизма и других форм современной архитектуры.

Астраханский Кремль.

  • Посетители