ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ

ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ - общее название нескольких течений русского сектантства XVIII-XIX вв. Духовные христиане выступали как поборники «Божественной духовной истины», которую они стремились очистить от «мертвящего обрядоверия». Они призывали доверяться не внешнему закону, а «внутреннему», воплощенному в «духе и истине разума и совести человека». Отрицая преклонение перед «кумирами», т. е. иконами, Духовные христиане требовали почитания человека, поскольку в человеке обитает Дух Божий. В общем проповедь духовных христиан походила на проповедь протестантов, что и обусловило их поглощение протестантизмом. В конце 80-х XVIII в. из духовных христиан выделились духоборы (духоборцы) (от «борцы за дух» или вбирающие дух) и молокане (от названия реки Молочная или от того, что вкушали в пост молоко, или от идеи вкушения духовного молока). Основатели секты духоборов крестьяне Воронежской губернии С. Колесников и И. Побирохин. По другим сведениям, квакер иностранец, проживавший в селе Охочем Харьковской обл. Духоборы, как и молокане, отвергали духовенство, монашество, храмы («человек - Храм Божий»), почитание икон («Живая икона - человек»). Молокане почитали Библию, духоборы противопоставили ей «внутреннее откровение», изложенное в «Животной книге» («Книга жизни»), которая есть собрание псалмов, сочиненных духоборами. Христос у духоборов - просто человек, в котором воплотился Божественный разум. Бог - «Мировая любовь». По их учению Бог «пребывает в роде праведных и воплощается в избранных людях» - «живых Богах и Богородицах», которые и стояли во главе секты. Руководители духоборов обладали неограниченной властью над своими приверженцами и передавали ее по наследству. В первой половине XIX в. духоборы и молокане были переселены царской властью на юг России и в Закавказье. Гонения были вызваны прежде всего отказом духовных христиан от воинской службы, т. к. они понимают заповедь «не убий» буквально. Это же важная причина гонений на духовных христиан и в годы Советской власти. С 1891 началась толстовская пропаганда среди духоборов. В 1898 7,5 тыс. духоборов эмигрировали в Канаду, где окончательно приняли толстовское учение. В Российской империи были часты случаи перехода духоборов в штундизм (баптизм). К 1917 в России насчитывалось около 20 тысяч духоборов и около 200 тысяч молокан. (Ранее, до перехода большинства молокан в баптизм их насчитывалось до 1 млн.) В конце 90-х гг. до 35 тыс. духоборов проживали в Оренбургской, Тамбовской обл., Средней Азии, на Кавказе и Дальнем Востоке. Некоторые общины имели регистрацию. Молокан 35 тыс. в Оренбургской, Тамбовской областях, на Кавказе и на Украине. В значительной степени они превратились в своеобразные этнические группы. Основатель секты молокан - С. Уклеин, зять Побирохина, деревенский портной. Свое учение молокане называли «чистым духовным молоком». В представлениях молокан, в отличие от духоборов, отсутствует пантеистическое мировосприятие. Учение молокан это теизм, освобожденный от церковно-канонических норм. Христианские таинства молокане толкуют «духовно», т. е. не совершают. Проповедуют спасение верой. Роль священнослужителей исполняют «старцы» (пресвитеры). Культ сводится к молитвенным собраниям, проповеди, песням. В 40-е XIX в. возникло эсхатологическое направление в молоканстве - прыгуны (максимисты). Секта основана крестьянином Тамбовской губернии Максимом Рудометкиным. Отсюда название максимисты. Во время радения прыгуны неистово прыгали, добиваясь «схождения духа», отсюда название. До начала 90-х гг. небольшие группы прыгунов имелись в Калифорнии, Армении, Азербайджане. В 40-50-х XIX в. в Закавказье появились «водные молокане», а в конце XIX в. «молокане донского толка», которые совершали крещение и «трапезу Господню». В начале 90-х гг. почти все духовные христиане покинули Кавказ.
  • Посетители