КАЛЕНДАРЬ ХРИСТИАНСКИЙ

КАЛЕНДАРЬ ХРИСТИАНСКИЙ (от лат. calendae - название первых дней месяцев в древнеримском календаре) - система исчисления времени, основанная на периодичности видимого движения небесных тел, прежде всего Солнца и Луны, определяющая у христиан время празднования Пасхи и других церковных праздников. Христианский календарь восходит к древнеегипетскому (солнечному) и еврейскому (лунному) календарю. Еврейский священный год начинался весной. В III веке до Р. Х. начало гражданского нового года перенесено на осень. Именно такой счет месяцев дается в Евангелии (Лк 1,26). Год имел 12, а иногда 13 месяцев. Добавочный месяц вставлялся в конце священного года, чтобы сравнять лунный год с солнечным. Пасха праздновалась в полнолуние, 14 нисана, в первый весенний месяц. Через пятьдесят дней после Пасхи праздновалась Пятидесятница - дарование Закона. Эти праздники восприняты христианами, но имеют особый новозаветный смысл. В настоящее время у иудаистов начало летоисчисления 3761 г. до н. э. - Сотворение мира. В Египте солнечный год (т. н. «сотический» год /сотис - сириус/) составлял 365 дней, что короче астрономического, поэтому сезонные явления постепенно опережали календарь. В 46 г. до Р. Х. Юлий Цезарь ввел Юлианский календарь, суть которого сводится к чередованию трех лет по 365 дней (простых) и одного года в 366 дней (високосного). Христиане использовали Юлианский календарь, включив в него «лунное течение», т. е. движение Луны со сменой ее фаз. Это нужно было для определения дня празднования Пасхи. Никейский собор (325) постановил праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, после весеннего равноденствия, но не ранее еврейской Пасхи. В последнем случае Пасху переносили на месяц позже. Итак христианский календарь, принятый на I Вселенском соборе в Никее, имеет цикл в 4 года по 365 или 366 дней в году, 12 месяцев по 28,29,30 или 31 день, семидневную неделю. Праздники, связанные с Пасхой, справляются с учетом «лунного течения», остальные («непереходящие») праздники по годовой дате. Начало года было установлено 1 марта, начало летоисчисления - от условной даты Сотворения Мира. С 1343 (в России с 1492) в Церквях византийского обряда начало года - 1 сентября. На Западе год начинается 1 января. В 1700 г. Петр I ввел празднование гражданского нового года 1 января. Пасхальный цикл, миротворный круг, индиктион составляет 532 года, т. е. каждые 532 года повторяется одинаковый вариант празднования Пасхи в году. Так как Юлианский год длиннее астрономического на несколько минут, то постепенно фактическое положение светил расходится с вычислениями Юлианского календаря. Это обстоятельство вызвало календарную реформу Папы Григория XIII в 1582. Расчеты для Григорианского календаря осуществил астроном Людовик Лилий. Различие между Юлианским и Григорианским календарем сводится к сокращению 3 дней каждые 400 лет. Так, по Юлианскому календарю, годы 1700, 1800, 1900 имеют 366 дней, а по Григорианскому - 365. В XX в. разница между Юлианским и Григорианским календарем составляет 13 дней, после 2100 г. она составит 14 дней. Григорианский календарь критикуют за, якобы нарушение, первого правила Антиохийского собора, запрещающего праздновать Пасху вместе с иудеями. Однако, это правило запрещает совместное, а не одновременное празднование Пасхи, т. к. и по Юлианскому календарю христианское празднование Пасхи иногда совпадало с еврейским вплоть до конца VIII в. Пасха по Григорианском календарю совершается иногда ранее иудейской. Так с 1851 по 1950 римские католики праздновали Пасху раньше иудеев 15 раз. Однако это нововведение никак не оговорено в древних канонах. В 1923 г. Константинопольская Церковь перешла на «исправленный юлианский стиль», который для определения переходящих праздников пользуется Юлианским календарем, а непереходящих - Григорианским календарем. В настоящее время большинство христиан придерживается Григорианского календаря. Русская, Иерусалимская, Грузинская, Сербская Православная Церковь, старообрядцы, карловчане, старостильники, большинство греко-католиков придерживаются Юлианского календаря. Остальные православные перешли на «исправленный Юлианский стиль». Летоисчисление большинство христиан ведет с условной даты Рождества Христова. Согласно средневековым представлениям семь дней Творения отражаются на времени существования мира, которому суждено существовать семь тысяч лет. От Сотворения мира, а точнее грехопадения Адама до Рождества Христова, согласно этому представлению, должно было пройти пять с половиной тысяч лет, т. к. Адам согрешил в пятницу, в середине дня (Быт 3,8), т. е. через пять с половиной дней после начала Сотворения мира, которое началось в первый день недели, воскресенье. Дата Рождества Христова в 5500 г. от Сотворения мира была принята в византийских и старорусских хрониках, а также у старообрядцев. Позднее за дату Рождества Христова был принят 5508 от Сотворения Мира, 753 от основания Рима. Обычное объяснение, что «лишние» восемь лет (5508, а не 5500) были введены для того, чтобы согласовать круглые даты календаря с началами индиктов, т. е. пятнадцатилетий, разбитых на 3 пятилетки, которые составляли экономический период (срок сбора налогов) в Римской империи, ошибочно. Отцы I Вселенского Собора, когда был составлен христианский календарь, полагали Р. Х. 745 г. от основания Рима, т. е. 5500 от Сотворения мира (такая дата дается в богослужебной книге православной «Следованная Псалтирь»). «Лишние» восемь лет (5508, а не 5500) появились в результате того, что Дионисий Малый (VI в.), являющийся автором летоисчисления от Р. Х. введенного на Западе в 532 г., определил дату Р. Х. 753 от основания Рима, или 5508 от Сотворения мира. В настоящее время датировка Дионисия признается большинством исследователей ошибочной. Кормчая Книга считает число лет от Р. Х. на 8 меньше, чем принято в настоящее время, а от Сотворения мира на 15 лет меньше, чем принято в настоящее время в РПЦ. Календарь Эфиопской Церкви имеет число лет от Р. Х. на 8 лет меньше, чем принято в Европе. Т. о., по мысли его создателей, христианский календарь носит не столько исторический, сколько символический характер. Некоторые протестанты используют календарь созданный Ж. Скалигером (1540-1609), имеющий отправной точкой 1 января 4713 г. до Р. Х. В Коптской Церкви имеется свое летоисчисление. Это т. н. Коптская Эра или Эра Мучеников, А. М. (Anno Martirum) начинающаяся 29 августа 284 г. В первом тысячелетии на Ближнем Востоке во многих городах существовали особые летоисчисления, например, в Антиохии, Селевкии, Газе, Иерусалиме.


Календарная стенка. Середина XIX в. Неизвестный художник.

  • Посетители