МОНАШЕСТВО

МОНАШЕСТВО (от греч. * - одинокий) - форма воплощения аскетического идеала, исторически сложившаяся в конце III-го - начале IV-го вв. в Египте и Сирии. Основная особенность монашества - безбрачие, кроме которого обычно принимаются обеты нестяжания и послушания церковной иерархии в лице старца, руководства ордена (монастыря), епископа или Папы. Обеты принимаются на Западе временно или постоянно, на Востоке только постоянно. Обет нестяжания м. б. весьма ослабленным. Монашество бывает созерцательным или активным, общежительным (киновия), когда монахи живут коммуной, или монахи могут жить по одиночке (келлиоты). Монашеские коммуны, киновии, называются монастырями, на Западе аббатствами. Крупные монастыри в православии называются лаврами (греч. ** - квартал). Монашествующие могут нести обет послушания за пределами монастыря. Первоначально монахи были анахоретами, эремитами. Первое такое сообщество основал св. Антоний Великий (251?-356), память 17 января. Он родился в Верхнем Египте в богатой семье. Около 270, после смерти родителей, раздал имущество и ушел в пустыню, где предавался аскезе. Антоний строго хранил православную веру, поддержал еп. Афанасия в борьбе с арианами. Его сообщество не имело определенного устава, формы одежды, организации. Принцип послушания почти отсутствовал. Отшельники уклонялись от каких-либо должностей в Церкви или в собственном сообществе. Основателем монашества современного образца является св. Пахомий Великий (295?-348), память 15 мая, бывший военнослужащий, который реформировал монашество, дал строгий распорядок монашеской жизни, форму одежды, строгую внутреннюю организацию монашеских сообществ. Монахи не должны были иметь никакой собственности, обязаны были во всем подчиняться наставнику. На Западе постепенно возникают монашеские ордены (от лат. orden - устройство, порядок), имеющие свои особые уставы, восточное монашество орденов не имеет. Самый крупный орден старого типа на Западе - бенедиктинцы. В XI в. распространяются ордены картезианцев и цистерцианцев. В связи с крестовыми походами в XI-XII вв. возникают военно-монашеские ордены. С XIII в. возникают нищенcтвующие (францисканцы и доминиканцы) ордены. В эпоху контрреформации возникают многочисленные ордены, самый известный из которых иезуиты. В середине 90-х гг. ХХ в. у католиков более 200 мужских монашеских институтов (орденов), учрежденных Папой в них около 250 тысяч монахов, из которых около 150 тысяч - священники, а в женских орденах - более 750 тысяч монахинь. В 1500 монашеских институтах, учрежденных епархиями, около 500 тысяч членов. Монашествующие в Православии имеют три степени: 1) новоначальные (одеяние ряса и камилавка), 2) малосхимники (имеют мантию), 3) великосхимники, ангельский образ. См. Схима.


Св. Антоний Великий.

  • Посетители