МУЗЫКА ЦЕРКОВНАЯ

МУЗЫКА ЦЕРКОВНАЯ - важная составляющая христианского богослужения и быта. Еврейский глагол нива (отсюда название музыкального инструмента, упоминаемого в Библии, нэвэл) и латинский глагол praecinere означают одновременно музицировать и пророчествовать. Отсюда видна связь музыки с богопознанием. См. 4 Цар 3,15. Различают инструментальную музыку (колокола, органы, иные музыкальные инструменты на Западе и в Древних Церквах, ударные инструменты у африканских христиан и протестантов) и церковное пение. Церковная музыка имеет две, равно согласные с традицией, тенденции - подчёркивание слова (в Православии) и собственно музыкальности (на Западе). Однако в Средние века считалась, что пение превосходит инструментальную музыку. Это мнение сохранилось на византийском Востоке. На Западе также считалось, что струнные инструменты «выше» духовых. Церковная музыка опирается на ветхозаветные и античные культовые традиции. Первоначально церковная музыка была унисонной. В XIV-XV вв. благодаря инструментальной музыке на Западе преодолевается гармонический барьер, то есть появляется гармонизация - многоголосная обработка песнопения. По неизвестным причинам многоголосье появляется и на Кавказе. В Россию многоголосье пришло через Польшу и Украину в XVII в. В XVII-XVIII вв. многоголосье развилось в так называемое партесное пение (от лат. partes - части), когда хор делился на группы голосов (на 4,8,12 и более голосов). Современное православное пение (кроме старообрядцев) - гармонизация древней системы осьмогласия, то есть фактически канты (слова подчинены мелодии). Запись церковной музыки осуществляется с помощью 7 (священное число) нот, записываемых на пятилинейном нотном стане. В еврейской Библии имеются знаки музыкальной акцентуации, а в Псалтири также и слова, указывающие на способ и характер исполнения. Музыкальная акцентуация меняется сообразно с содержанием книг: Пятокнижие, по характеристике раввинов, должно иметь звуки мягкие, но низкие; пророки - звуки высокие и грозные; Притчи - вкрадчивые; Песнь песней - оживленные и веселые; Екклезиаст - серьезные и строгие. Пятилинейный нотный стан и обозначения звуков ввел бенедиктинский монах Гвидо из Ареццо (990-1050). Пять линий - пять пальцев руки, на которой можно показать необходимую высоту звука. Ноты он назвал по первым слогам латинского гимна, в котором каждый стих начинался со следующей по порядку ноты октавы: Ut queant laxis/ Resonare fibris/ Mira gestorum/ Famuli tuorum/ Solve polluti/ Labii reatum/ Sancte Joannes/ «Святой Иоанн! разреши осуждение скверных уст, чтобы рабы твои могли свободно возглашать дивные дела твои». До XVI в. использовали только 6 слоговых названий, позже введено седьмое название «си», а трудное для пения Ut заменено на «до». В России для записи музыки применялось до XIV в. кондакарное (кондарное) знамя, в настоящее время не расшифрованное, а в XI-XVIII вв. крюки, знамена. С XVIII в. появляется линейное нотописание, близкое к современному, пришедшее из юго-западных церковных братств, так называемое Киевское знамя. После многоголосья следующий шаг в развитии церковной музыки совершили американские протестанты африканского происхождения. В ХХ в. в харизматических сектах юга США возник стиль спиричуэлз (джаз). Спиричуэлз - род музыкальной молитвы, аналогичный спонтанной молитве своими словами. Все современный виды европейской музыки (кроме рока) вышли из христианского храма. В настоящее время католическая и православная музыка имеют систему восьми гласов (мелодий) (см. Григорианский хорал), которая на востоке свято хранится по сей день. Понедельное чередование восьми гласов разработано св. Иоанном Дамаскиным (ок. 675-753). Гласы имеют подвиды - распевы.


Горовосходный холм. Конец XIX в. Неизвестный художник.

  • Посетители