ОБЛАЧЕНИЕ

ОБЛАЧЕНИЕ - священная одежда, в которую облачаются церковно - и священнослужители на время богослужения. Эти одежды имеют определенное символическое значение. Облачения духовенства византийского обряда изготавливаются обычно из дорогих и богато украшенных тканей и имеют следующие цвета: на богослужениях в честь Иисуса Христа, пророков, апостолов, святителей, а также при совершении таинств (треб) и отпевания - золотой (желтый) или белый; праздники в честь Богородицы, ангелов, дев и девственников - голубой и белый; празднования в честь Креста, а также в Великий Четверг - фиолетовый и темно-красный; дни памяти мучеников - красный; память преподобных, подвижников, юродивых, а также Пятидесятница, Вход Господень в Иерусалим - зеленый; будние дни Великого Поста - темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный, а в воскресенья Великого Поста те же, кроме черного, но с золотой или цветной отделкой. Черный цвет впервые введен в богослужебный обиход на похоронах Петра II в 1730 г. Пуговицы, застежки-украшения на облачении называются запонами (у искусствоведов фибулы, аграфы) Высший чин священнослужителей сохраняет все одежды низших чинов, но эти одежды иногда подвергаются видоизменениям. См. описания облачения византийского обряда в соответствующих статьях. Облачения духовенства армянского обряда схоже с византийским. Фелонь и пояс крепятся металлической застежкой - аграфой (от франц. agrafe - пряжка). Набедренник представляет из себя полотенце, прикрепляемое к поясу. Фелонь оплечная с жестким стоячим воротником и застежкой на груди. Имеются особые украшенные туфли. Облачения духовенства латинского обряда в зависимости от периода литургического времени года и от праздника имеют следующие цвета. Белый употр. в праздники Господни, кроме страстных, Богородицы, ангелов и исповедников. Красный - в День Сошествия Св. Духа и дни мучеников. Зеленый - в Воскресения и будни рядового времени, т. е. между периодом Рождества и началом Великого Поста и между Пятидесятницей и началом Адвента. Фиолетовый - в дни поста. Черный - в Страстную Пятницу и на заупокойных мессах. Для совершения мессы используются облачения: amictum (лат. «наброшенное»), амикт, гумерал - льняной платок прямоугольной формы покрывает плечи и шею священника (имеется и у некоторых греко-католиков), надевается на альбу под орнат. Для благословения верующих Св. Дарами используется velum (h)umerale (лат. наплечный плат), в этом случае надевается на орнат; alba (лат. белая), длинная рубаха, подобная православному подризнику, происходит от античной далматики; cingulum, пояс - веревка, которой подпоясывают альбу. Неупотребляется после II Ватиканского собора manipulum (манипул) - плоская подвязка, к-рую священник надевает себе на предплечье левой руки. Stola, стола (епитрахиль) - лента, надеваемая на шею, орарь, сasula (плащ; лат. домик) казула, planeta, риза, - безрукавная накидка с вырезом для головы, укрывающая священника до колен, орнат римский и готический, последний распространился после II Ватиканского Собора и похож на греческую фелонь (все эти облачения аналогичны православной фелони). Для совершения других служб: сamisia, superpelliceum, комжа подобна православному стихарю - белая рубаха до колен с кружевами; cappa, pluviale, капа, плувиал - длинная риза с застежкой на груди; dalmatica, далматика; biretta (лат. берет), биретта - четырехугольный головной убор. Прелаты курии римской и каноники надевают на комжу мантолет. Архиепископ-митрополит надевает на плечи поверх орната pallium, паллий, омофор - белую шерстяную ленту с шестью черными крестами. Submitrale, cкуфейка, круглая шапочка у Папы (белая), кардинала (красная), епископа (фиолетовая).


Саккос.
Саккос "Большой". Принадлежал митр. Фотию. Лицевое шитье 1414-1417. Византия. Декоративное шитье XVI в. Россия.

  • Посетители