ТАИНСТВА

ТАИНСТВА - семь священнодействий в католичестве, православии и дохалкидонских Церквах, которые, при правильном совершении, меняют духовную природу человека. Таинство есть видимый знак обретения невидимой благодати. Хотя выражение "таинство" использовалось для нижеприводимых обрядов еще в Священном Писании и у ранних Отцов Церкви, в указанном смысле эти семь священнодействий определены как таинства в XIII в. в Латинской Церкви. Позднее богословская концепция семи Таинств распространилась и на Востоке, но не принята несторианами. Ранее XIII в. термин Таинство (лат. sacramentum, греч. *) употреблялся и по отношению к другим священнодействиям. Таинство крещения (от слав. кресити - высекать искру, в смысле воодушевлять) состоит в погружении верующего человека в воду с призыванием имени Троицы, в результате чего человек становится христианином. Обычай Древней Церкви, зафиксированный в Дидахе (нач. II в.), допускает также крещение обливанием и окроплением. Крещение совершается по прямому повелению Христа (Мф 28,29; Мк 3,15). Оно может быть преподано верующему человеку, наставленному в христианском учении через катехизацию или младенцу, имеющему родителей христиан. О крещении младенцев свидетельствует уже св. Ириней (II в.) в «Против ересей» (II,22,4). Правильно совершенное крещение не повторяется (Еф 4,5). Крещение совершает обычно священник или епископ, но в случае крайней необходимости крещение может быть совершено любым верующим. Таинство миропомазания состоит в том, что христианин через помазание миром (в византийском обряде) и/или возложение рук епископа (в латинском обряде) получает дар Духа Святого, т. е. миропомазание есть как бы личная Пятидесятница христианина. Миропомазание может быть преподано только крещенному, а в латинском обряде лицу достигшему сознательного возраста (ок. 14 лет) и прошедшему углубленную катехизацию. У православных это Таинство может быть повторено в случае отпадения и возвращения в Церковь, но в настоящее время это совершается редко. Существует особое миропомазание монархов на царство. Миропомазание совершает епископ. Священники византийского и армянского обряда имеют право совершать миропомазание, но само миро освящает епископ. Латинские священники обладают правом совершения миропомазания лишь в особых случаях. Таинство причащения, евхаристия (греч. ** - благодарение, облагодатствование) состоит в том, что хлеб и вино после произнесения определенных молитв становятся Телом и Кровью Христа, к Которому приобщаются верующие. Таинство может быть преподано только крещенному, находящемуся в мире с Церковью. В латинском обряде причастие не дается лицам моложе семи лет. Первому причастию предшествует соответствующая подготовка - катехизация. Таинство покаяния, исповедь, состоит в том, что грешный христианин получает прощение своих грехов через исповедание их священнику. Таинство брака состоит в том, что два христианина, мужчина и женщина, через совершение обряда венчания становятся единой плотью во Христе. Венчание, совершенное над одной парой, не повторяется. Совершитель Таинства священник. В латинском обряде он считается свидетелем, а совершителями Таинства сами брачующиеся. Таинство елеосвящения (соборования) состоит в том, что через помазание елеем больной христианин получает, если Богу угодно, исцеление и прощение грехов. Не принято соборовать лиц моложе семи лет. В византийском обряде Таиство должно быть совершено семью священниками, но действительным оно будет и в случае, если совершено одним священником. Таинство священства или рукоположение (греч. ceirotonцia - простертие руки на..., голосование «за») состоит в том, что через возложение рук епископа на христианина, соответствующим образом подготовленного и подходящего по возрасту и семейному положению, последний становится диаконом, священником или епископом. Слово «хиротония» отражает также древнюю практику выборности кандидата в священство, но священником человек становился не в результате голосования, а в результате совершения таинства. Таинство священства имеет три степени (диаконскую, священническую и епископскую). Совершитель всех Таинств - Бог, совершающий их руками священнослужителей. Таинства, в отличие от обрядов (cакраменталий), установлены Христом. Протестанты в той или иной мере отрицают необходимость Таинств, а также посредничество священства. Однако большинство Церквей признает крещение, совершенное у протестантов, действительным. Аналог причастия у протестантов называется хлебопреломление.


Премудрость созда Себе дом.
Из русского дореволюционного учебного пособия.

  • Посетители