ВЕРОУЧЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ

ВЕРОУЧЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ - часть христанской религии, христанское мировоззрение, состоит из догматики, этики, церковно-канонического права. Основой христианского вероучения является Св. Писание (Библия). Христианское вероучение утверждает существование Бога, существа Сверхличного, Сверхразумного, Духовного и т. д., сотворившего все видимое и невидимое. Человек создан по образу Бога, но человек согрешил, и своими силами не может спастись, т. е. выбраться из власти греха (моральной виновности), проклятия (скорбей, болезней и т. д.) и смерти. Человека спасает Сын Божий и Бог, Безгрешный Человек Иисус Христос ценой Своей смерти. Человек усваивает это спасение верой в Него. Уверовавший освобождается от ответственности за содеянные грехи и начинает освобождаться от грехов, страданий, страхов, болезней и т. д. В конце времен будет воскресение, когда верующие снова получат тела, чтобы жить со Христом вечно. Души умерших христиан до всеобщего воскресения находятся в раю, то есть в Царстве Небесном. Неверующие во Христа приговаривают себя к естественному ходу вещей, то есть к страданиям и смерти. Католики, православные, Дохалкидонские Церкви считают Св. Писание важнейшей частью Св. Предания. Толковать Писание и Предание с точки зрения этих Церквей могут Вселенские Соборы, которых, впрочем у Восточных Церквей не было более 1000 лет, а у католиков толковать Писание и выражать учение Церкви может также Папа. Протестанты отвергают Св. Предание как источник вероучения, но фактически различные протестанстские конфессии создают свои предания, которые закрепляются в символических книгах, которых существует большое количество. Протестанты декларировали право каждого верующего толковать Библию, но фактически организованные Церкви борются с этим. Догматическое вероучение католической, православной и дохалкидонских Церквей выражено в Символах Веры, а также постановлениях Соборов. Православная Церковь содержит 14 догматов. 12 изложены в Никео-Цареградском Символе, а еще 2 - о соотношении 2-х природ и 2-х воль (божественной и человеческой) во Христе Иисусе, которые пребывают в Нем «неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно», и об иконопочитании (честь, воздаваемая образу, воздается первообразу). Дохалкидонские Церкви не имеют, в отличие от православных, догмат об иконопочитании (хотя имеют иконы), и по-другому понимают соотношение божественной и человеческой природы во Христе. (См. Несторианство, Монофизитство). Кат. вероучение чаще употребляет слово «догмат» для своих определений. Обычно считается, что католическое вероучение отличается от православного следующими догматами: 1) догмат о безошибочности (непогрешимости) Папы, 2) догмат о Взятии на небо Богоматери, 3) догмат о непорочном зачатии Девы Марии (см. Богоматерь). 4) Католики иначе, чем православные исповедуют догмат о Св. Духе (см. Филиокве), 5) имеют догмат о чистилище, несколько отличающийся от православного понятия мытарств. Протестанты, в общем, имеют те же догматы, что и католики, но отрицают почитание икон, молитвы за умерших, молитвы святым, главенство Папы. Все Церкви, кроме и протестантов, содержат семь таинств. У несторин число таинств семь, но лишь часть из них те же, что у других христиан. Лютеране признают 2 таинства (причащение и крещение) и 5 церемониальных действий. Большинство протестантов не пользуются понятием «таинство», но все они имеют крещение и хлебопреломление (причастие). Все Церкви, кроме протестантов, имеют так называемое апостольское преемство, то есть их иерархия восходит к какому-либо апостолу, а не поставлена произволом гражданской или церковной власти, как у протестантов. Протестанты отвергают необходимость апостольского преемства для действительности таинств. Впрочем, некоторые русские православные богословы признают преемство у англикан. Католики, православные, Дохалкидонские Церкви признают действительными таинства друг друга. Все Церкви признают крещение, совершённое в иной Церкви, кроме некоторых протестантов (например, баптисты, пятидесятники), которые отвергают детское крещение, а также старообрядцев, которые отвергают законность таинств в иных Церквах из-за обрядовых расхождений.


Giovanni Bellini: Madonna mit den Baumchen.

  • Посетители